Приходской семейный клуб трезвости


Join the forum, it's quick and easy

Приходской семейный клуб трезвости
Приходской семейный клуб трезвости
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Святые и наука о трезвости

Перейти вниз

Святые и наука о трезвости Empty Святые и наука о трезвости

Сообщение автор Андрей Магай Вт 18 Дек 2012 - 20:03

Слово о пьянстве

“Не винно вино, но проклято пьянство” (Прит. ХХ. 1), от которого сколь великий вред бывает, об этом нет нужды говорить. Ибо это может каждый увидеть из повседневного опыта, и в церковных книгах везде находится много написанного о вреде пьянства. Однако и мы о том же здесь нечто вспомянем. Славный среди древних эллинов философ Анахарсис говорил, что лоза виноградная родит три грозди: во-первых, гроздь услаждения, во-вторых, упоения, и в-третьих, гроздь печали. Сие философ изъяснял в том смысле, что питое вино в незначительном количестве является услаждением и полезно человеку, ибо утоляет жажду, подает цельбу стомахе и веселит сердце, тогда как питье в большом количестве делает человека пьяным, порождает многочисленные свары, разжигает ярость и поднимает на брань и бой, за чем следует немалая печаль. Мы же, если пожелаем подробно рассмотреть силу пьянства и если пьянство назовем виноградом, то найдем родящиеся от пьянства гроздья нравов, приносящих человеку не пользу, но вред и печаль, и найдем не три, но больше, а именно - десять.

Пусть будет пьянство названо виноградом, но виноградом не благоплодовитым, а разве тем, о котором пророк Моисей во Второзаконии пишет: “От виноградов содомских виноград их, и лоза их от Гоморры, гроздь их гроздь желчи, гроздь горести их; ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна” (Втор. XXXII. 32-33). Поистине, пьянство есть содомогоморрский виноград и не иные гроздья, как только гроздья желчи, горести, исполненные змеиного и аспидного яда и рождающие ярость, ибо каков сад, таковы и плоды бывают! (Лук. VI. 45)

Первая гроздь желчного пьянственного винограда заключается в помрачении ума, изменения разума и погубления памяти, ибо сила пьянственная, восходя от наполненного вином желудка к голове, потемняет мозг и смущает ум. Поэтому бывает часто то, что многие в своем пьянстве не помнят о себе и не знают, что делают и что говорят, как безумные; если же с ними приключится какое-нибудь бедствие или бесчестье, или раны, то они наутро не помнят. На таковых исполняются слова, написанные в Притчах: “Биша мя, и не поболех, и поругашамися, аз же не разумех” (Прит. XXIII. 35).

Другая гроздь есть бесстыдство, ибо пьяный никого не стыдится, но, погубив стыд, произносит слова скверные, хульные, бесстыдные, нелепые, скаредные и недостойные целомудренного слуха, и бывают его уста как бы некоей пустой хлевиной, исполненной смрадного гноя, а язык уподобляется лопате, которой выкидывается гной. Сердце же такого человека чем иным может быть, разве только сокровенным местом многих зол, откуда не может происходить добро, но лишь одно зло, как говорится в Евангелии; “Человек злой от злого сокровища сердца своего износит злое, от избытка бо сердца глаголят уста его” (Лук. VI. 45).

Третья гроздь пьянственного винограда есть несоблюдение тайны, ибо все то, что трезвый глубоко в сердце своем скрывает, погребши молчанием, будут ли это свои или вверенные ему кем-либо другим тайны, все это пьяный делает известным для всех. Кроме того, и все, что было совершено давно и предано забвению, он вспоминает и как мертвеца воскрешает. Такой подобен бочке, полной нового питья, в которой при шумящем и изливающемся питье дрожжи не удерживаются на дне, но поднимаются наверх и, гонимые из бочки внутренней теплотой, вытекают вон. Подобно сему и в пьяном человеке сила опьянения возмущает сердечные тайны и гонит их вон. Он устами своими открывает тайны подобно тому, как дрожжи поднимаются со дна бочки, и что обычно бывает, как пища из желудка, исполненного пьянством, выбрасываются и тайны блеванием. В пьяном обе эти, то есть и пища и тайны, превращаются в блевотину.

Четвертая гроздь пьянственного содомогоморрского винограда есть распаление похоти на плотское смешение. Посему-то апостол и увещевает: “Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд” (Ефес. V. 18), а святой Василий Великий говорит: “Несомненно от вина, как от некоего источника, проистекает безудержная похоть, которая много превосходит даже неистовство всех бессловесных по отношению к женскому полу; ибо бессловесные животные не переходят границ естественного, а упивающиеся вином в мужчинах ищут женского пола и в женщинах - мужского пола.”

Пятая гроздь, исполненная змеиного и аспидного яда, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, драки и кровопролития. Пророк Осия говорит: “Начаша князи яритися от вина, не токмо же князи, но и простолюдины, исполнившиеся вина, возстают друг на друга яростию” (Осии VII. 5). Посему-то и Приточник выражает порицание: “Кому люте? Кому молва? Кому суды. Кому туга и понос? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающем ли в вине и не надзирающим ли, где когда пирове бывают?” (Притч. XXIII. 29, 30). И Сирах увещевает: “В вине не мужайся, многих бо погуби вино: пещь искушает железо, вином же искушается сердце в сваре гордых” (Сирах. XXXI. 29,30). И еще тот же говорит: “Горесть душам вино много пиваемо, с гневом и клеветою умножит ярость безумного” (Сирах. XXXI. 34,35).

Шестая желчная гроздь пьянственного винограда есть повреждение здоровья, ослабление телесных сил, дрожание рук, боль головы, изменение глаз, бедствования желудка, стоны, недуги, преждевременная старость, уменьшение лет жизни и ранняя кончина.

Седьмая гроздь - растрата имущества, погубление богатств и отсутствие прибылей. “Делатель бо пиянивый,- говорит Сирах,- не будет богат” (Сирах.XIX 7). О, как много таких, которые от великого богатства пришли к крайней нищете! Примером сего может быть блудный сын.

Восьмая несладкая гроздь - лишение спасения, ибо пьянство губит подобно вещественным имениям и духовные богатства. Оно осмеливается на все грехи, ибо тот грех, которого трезвый человек гнушается, боится или стыдится, тот грех он в пьяном виде совершить не стыдится, не боится и не гнушается. В Патерике есть повесть о некоем египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. Соверши, говорил он, какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: человека убить страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела - жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне. И вот, взявши свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму, и упился. По действию сатанинскому случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить; а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолевши его, убил. Таким образом тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил многолетние свои труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова найти их, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетели. Об этом ясно говорит святой Златоуст: “Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, все повергает в бездну законопреступления”. Не лишится ли спасения своего и не будет ли отрешен от наследия небесного тот человек, который через пьянство лишился всех своих добродетелей? Истину говорит апостол: “Пьяницы царствия Божия не наследят” (1 Кор.VI. 10).

Девятая желчная гроздь - гнев Божий, ибо пьянствующий, преступая заповеди Божие, подвигает на гнев Бога своими грехами. Посему пророк Исайя восклицает: “Горе восстающим заутра, гонящим сикера, пиющим до вечера: вино бо пожжет я. С гуслями и прегудицами, и тимпаны, и свирельми вино пиют, а дел Божиих не ведят” (Исаии V. 11,12) К таким и пророк Иеремия говорит: “Пийте и упийтеся, и изблюйте, и падите, и не возстаните от лица меча его же Аз послю среди вас” (Иеремии XXV. 27).

Десятая и самая горькая гроздь пьянственного винограда есть несомненная погибель души, ибо иные грешники, когда приблизятся к часу смерти своей, могут каяться и сожалеть о грехах, имея трезвый ум; пьяный же как может, умирая покаяться, если он не помнит себя и не знает, что приблизилась к нему неожиданная кончина? Умирающему же без покаяния неизбежна геенна.

Вот каковы грозди того содомогоморрского винограда, то есть пьянства, вкус которых хотя в начале и кажется сладким, но после превращается в желчную горечь и в яд змеиный и аспидный.

Все это сказано не для похуления вина, но для укорения пьянства, ибо вино создано Богом на радость и здоровье людям, а не для пьянства и вреда. Послушаем, что говорит святой Златоуст: “Вино дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость тела, а не уничтожали душевную крепость”. Еще он же в другом месте говорит: “Пьянство не от вина, но от безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление”. Из этих слов учителя видно, что не вино виновато, но невоздержание пьющих без меры. Тот же святой считает пьяниц за их безмерное пьянство бесчестнее псов, ослов и прочих бессловесных животных, ибо всякое животное не ест и не пьет больше, чем нужно, и никто не может принудить его, чтобы оно ело или пило больше, чем желает его природа. Пьянствующий же человек и без принуждения все больше и больше наполняет чрево свое, так что даже сам себе вредит.


Последний раз редактировалось: Андрей Магай (Вт 1 Янв 2013 - 12:36), всего редактировалось 1 раз(а)
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Святые и наука о трезвости Empty Кирилл Философ о хмельном питии

Сообщение автор Андрей Магай Вт 18 Дек 2012 - 20:22

Братие, не упивайтесь вином. Слово Кирилла философа о хмельном питии ко всем людям

Так вещает хмель всякому человеку, не токмо простому, но и инокам, и священникам, царям и князьям, богатым и нищим, и убогим, и женам, старым и молодым: «Я, хмель, силен на свете более всех плодов земных от корня высокого и от племени сильного, и от благородной матери моей сотворен Богом. У меня ноги долги, но не особо крепки, утроба же необъятна, руки мои держат всю землю, а главу свою высоко же поднимаю; ум мой ни единому же неравен и неустроен, языком я многоглаголив, очами срамен. Если кто сдружится со мной и своим меня сотворит, то я, во-первых, сотворю его блудником и Богу немолящимся, во всем безумным, на молитву невстающим и к ночи сонливым, и во зле со сна встающим, зевающим и рыгающим; и наложу ему печаль великую на сердце, а когда с похмелья встает, болезнь его ему главнее будет, ибо очи его света не будут видеть, ум его ни о чем добром помышлять не будет, сладко есть он не захочет, гортань его пересыхать будет, пить будет хотеть, а выпив чашу или другую с похмелья, также опять напьется и без памяти будет многие дни. И воздвигну в нем похоть плотскую на все злые помышления, на дела неподобные, а потом ввергну его в погибель великую, да будет он, человек тот, в безмерном пьянстве, в небрежении ко всем, и оставит он заповеди Божии».

Так вещает хмель: «А если спознается со мной князь, первее всего учиню его гордым и величавым, а затем безумным и несмысленным, лютым особо и немилосердным к людям. И начнет пить он всю ночь с молодыми советниками своими, спать начнет до полудня, перестанет давать людям своим суд правый, а приспешники же его начнут у сирот взятки брать и суд неправый творить: сироты же и убогие вдовицы горько восплачутся и возрыдают о земном своем неустроении. И от всех будет тот князь в поругании и небрежении. Тогда разумеет он о своей погибели и горько восплачет о своем безумии, но не будет ему никакой пользы от плача его".

Так вещает хмель: «Если спознается со мной игумен или священник, или диакон, или монах, – будет ни Божий, ни людской, и всему миру станет он в ненависть, и сан свой погубит».

Так вещает хмель: «А если спознается со мной боярин в сане великом, сотворю его озлобленным и немилостивым, сребролюбивым, и, увидев его таковым, царь или князь извержет того боярина из его сана, а напоследок возрыдает тогда тот о своей погибели».

Так вещает хмель: «Если спознается со мной купец, доведу его до убогости и нищеты, и скорбен он будет всем; будет ходить в ризе ветхой и разодранной, и в сапогах утлых; начнет у людей добрых заимовать золото и серебро, закладывать жену и детей. А с подворья ему ничего давать не будут, и никто ему ничего в заем давать не будет, видя его запойным, убогим и во всем неустроенным».

Так вещает хмель: «Если спознается со мной селянин, начнет он ходить по пирам, и сотворю его дом пуст, самого его – в долгах, жена и дети его пойдут по людям работы искать».

Так вещает хмель: «Если спознается со мной слуга царев или князев, сотворю его князю ненавистным, и будет он ни дворянин, ни селянин, и умрет он в болезни за свое же нестроение».

Так вещает хмель: «Если спознается со мной ремесленный (мастеровой) человек, как бы ни был он мудр, отниму у него разум и молодость его погублю, и сотворю его злым пьяницей, горше всех людей, и наведу не него дни злые, и рукоделием своим заниматься он не захочет, только будет хотеть пить, не будет ему добра во всей его жизни».

Так вещает хмель: «Если спознается со мной жена, как бы ни была мудра, начнет упиваться допьяна, учиню ее блудницей и воздвигну в ней похоть на блуд, а потом уж ввергну ее в кончину и в поругание, и всем она будет в укор: лучше бы ей не родиться».

Итак, кто не оставит пьянства и злого беснования, сотворит его хмель окаяннее и хуже идола, ибо идолы не могут творить ни добра, ни зла, пьяный же человек все злое творит даже и в добром месте. Если бы пил он во славу Божию, ничто бы ему не вредило, так и пишет апостол Павел: «аще убо ясте или пиете, вся во славу Божию творите» (1Кор.10:31). Пьяный же человек во умиление не прийдет, согрешив, ни в чем не покается и хуже бесного бывает, – бесный на время страждет поневоле, а когда от мучения своего в иной век приидет, жизнь вечную примет. От трезвого ума согрешив, человек покается и молится Господу Богу о своем согрешении, и прощение восприимет, и в истине ходить будет. Пьяный же страдает по своей воле, уготовляя себе муку вечную.

Потому мою вас, братие, внимайте себе и трезвитеся, и избегайте безмерного пьянства. Пьяный хуже бесного бывает, ибо бесный хоть в новолуние в себя приходит, а пьяный, напиваясь, всегда беснуется. Пьяный применен только к свинье: свинья куда бы не вошла, ноздрями запах винограда ищет, а как учует его, так и идет к нему; так и пьяный, по улицам ходя, всякого двора двери открывает и слушает: где пьют? – А если где во двор не впустят его, скорбит и сетует, отходит от двора того и всех встречных спрашивает: где еще пиры дают? О заповедях же Божиих пьяный небрежет и о душе своей не радеет, о смерти не поминает, муки грозной и страшной не боится и ум свой тем губит.

Молю вас, братие, и заповедаю, скольких многих людей погубило безмерное пьянство! Говорит апостол Павел, что пьяницы не наследуют Царствия Божия, но уготована им мука вечная с разбойниками и убийцами вовек мучиться, как явлено то было Богом еще в древних родах: великие мужи и угодники Божии погибали от пьянства, цари многие от царств своих изринуты были, святители многие святительство свое губили пьянством, сильные силу свою теряли, храбрых меч предавал, богатые нищали, многолетние, начав пить, скоро умирали, здоровые больными становились. Без Божия Суда пьяницы быстро умирают, как и удавленники-самоубийцы. А если кто в пьянстве умрет, тот сам себе врагом и убийцей будет, и сотворит себе другом диавола, пред Богом же в ненависть Его впадет.

И подобает нам всячески хранить себя от великого и злого пьянства, ибо в сем великом пьянстве совершается все злое беззаконие: пьянство губит ум, сокрушает здоровье, от него все прибытки теряются. Безмерное пьянство князю сотворит землю его пустой; людей достаточных по миру в работу пускает; простым людям долги соделывает; мудрым художникам ум губит и искусство их портит, ибо не могут они тогда разуметь своего рукоделия; простым ремесленникам соделывает непрестанное воздыхание и горькое рыдание, и убожество. Злое пьянство братий сваживает в свары и тяжбы. Злое пьянство жен от мужей разлучает, детей в работу отдает. Злое пьянство болезнь и срамоту, и убожество за собой приводит, ногам болезнь дает, рукам дрожание творит и зрение в очах отупляет. Злое пьянство молиться не дает, книг Божественного Писания читать не велит, в умиление не приводит и страх Божий изгоняет, предает смерти и в огонь вечный посылает. Пьянство красоту лица губит, дает случай трезвым к насмешке.

От кого молва, сплетни и скаредство? – От пьяницы. Кому блуд творить? – Пьянице. У кого очи багровы? – У пьяницы. У кого дикий взгляд? – У пьяницы. Кому горе, кому лютость в жизни, кому тяжкое «ох»? – Пьянице.

Не подобны пьяницы ни людям, ни скотам, – только одному диаволу. Ангелы отвращаются от пьяниц, людям они противны и постылы. У пьяницы язык долог, уста не затворены. Кто мерзок Богу, кто скареден? – Пьяница. На ком платье худое? – На пьянице. Кто по улицам ходит и вопит? – Пьяница. Кто нагим, людей не стыдясь, бегает? – Пьяница. Кто упивается, кто внезапно умирает? – Пьяница. Кто неподобнее всех, кого смолой обливают? – Пьяницу. Кого в огонь вталкивают? – Пьяницу. Кому чашу вина просить? – Пьянице. От кого смрад великий, кто рано ест? – Пьяница. Кто просыпает заутреню? – Пьяница. Кто постоянно в сварах, стыде и рабстве? – Пьяница. Кого разумными муками мучат? – Пьяницу. Кто в грязи валяется, кто упал и сломал голову? – Пьяница. Кто руку или ногу переломил? – Пьяница. Кто удавился? – Пьяница. Кто грязный, у кого очи подбиты? – У пьяницы.

Молю же вас всех, братие, бегите злого и лихого пьянства. Нехорошо без меры упиваться, помните, братие. Наподобного и злого пьянства избегайте вы, непокорные и грубые люди. Потребно и воду-то в меру пить, а вина же еще меньше принимать, а то лишь ради недомоганий телесных. Помните, что первая чаша идет во здравие, вторая в веселие, третья в пьянство, а четвертая в беснование. Братие, не упивайтесь вином, ибо если огонь искушает злато и серебро и железо твердое, то вино казнит сердце человека. Если и будешь пить, то в меру, тогда и трезв будешь, и мудр, ибо изначально вино сотворено к веселью, а не к безумному пьянству. Веселие души и сердцу – пить вино в меру, горесть же души и пагуба – винное питие многое.
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Святые и наука о трезвости Empty 51 апостольское правило

Сообщение автор Андрей Магай Вт 18 Дек 2012 - 20:39

51. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин.

Зонара. Ради воздержания не вступать в брак, удаляться от вкушения мяса и пития вина не запрещается. Но гнушаться сим и удаляться от него, как вредного для души, небезукоризненно. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла; но вредно злоупотребление. Если бы жена, вино и прочее были причиной зла, то не были бы созданы Богом. Таким образом, клевещущий на творения Божьи хулит Его зиждительную силу. Посему таковый имеет нужду в исправлении; если же не исправляется, будет извержен и отлучен от церкви. Ибо не только достоин извержения, но и не должен быть принимаем в церковь, как еретик.

Аристен. Всякий клирик, гнушающийся вином, мясом и браком не ради подвига, если не исправится, должен быть изгнан из церкви То есть: таковый извергается и из церкви изгоняется.

Вальсамон. Законного брака церковь не отвергает; ибо для сего и Бог создал мужчину и женщину. Не гнушается церковь и теми, которые едят мясо и употребляют вино, если все делают благовременно и так, как предает священное учение. Ибо, говорит, ничто из созданного Богом не есть зло; но все добро во время свое. Но опять и воздерживающихся от сего ради подвига воздержания не наказывает. Посему надлежит обращать внимание: по каким побуждениям кто воздерживается от сего. И если воздерживается, почитая нечистым, как безбожнейшие богомилы, - и из за того, что брак, мясо и вино бывают причиною зла для тех, которые худо пользуются ими; то должен быть извержен, когда и после увещания не исправляется; и даже более – должен быть отлучен всенародно от церкви, как хулящий Божии создания. Если же воздерживается ради подвига и по благочестию, не должен быть осуждаем. Посему и многие монахи, ради воздержания довольное время не вкушавшие сыра, ни яиц, ни вина, в некоторые времена вкушали их и, таким образом, уничтожали всякое подозрение и соблазн, как, например блаженный пустынножитель, прозванный железным, и бывший епископом Елеи монах Феодул, на соборе, для устранения соблазнов и пустословия некоторых злых людей; вкусил сыру и яйца.

Славянская кормчая.
Презвитер или диакон гнушайся мяс, или брак хулит, отриновен от церкви. Всяк причетник и мирский человек вина, или мяс, или брака гнушайся, Аще токмо не воздержания ради, Аще не исправится, отвержен.

Толкование. Епископ, или презвитер, или диакон, или всяк священнического чина, вина, или мяс, или брака гнушайся, не воздержания ради, но ненавистью мерзка творя, я и на вред души, забыв писания глаголющего, яко вся добра зело (Быт. 2). Ничтоже бо от сотворенных Богом зло; и паки, яко мужа и жену сотворил, есть Бог человека. Но Аще хуля оклеветает тварь Божию, да исправится, укоряя и похуляя себе. Ащелиже ни, да извержен, будет, и до конца отриновен от церкве: такоже и мирский человек.

ССЫЛКА
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Святые и наука о трезвости Empty Типикон

Сообщение автор Андрей Магай Вт 18 Дек 2012 - 21:16

Типикон, 35 глава, Разсуждение о ястии и питии, субботы и недели, и прочих дней седмичных, и о трапезном устроении всем.

...Вино же, аще прилучится, не достоит датися по уставу во ин день, но в неделю, или в господския праздники, или в другая нуждная утешения: черпати же тогда потребно есть во все лето на таковыя, по единой чаши, или по две, или множицею по три, и ино ничтоже. Две бо, или три чаши, не по уставу рекохом, но по нужди бывати. И паче аще случится, якоже рехом о триех послужениих, в неделю, или в великия праздники, елма якоже в снеди два послужения, подобаше имети устав, многажды же и едино. Сице и в вине две чаши, множицею же и едину имети, устав. Аще случится и во уреченныя дни, якоже рехом всегда, якоже и великий симеон чудотворец глаголет: яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий пимен отец наш глаголет: яко вина отнюд не подобает пити монахом. Сего ради и во ин день прост, кроме недели, немощи ради нуждныя некия, по словеси святаго симеона, мало нечто подобает пити врачевания ради: и аще и есть, не дается на всяк день, якоже божественная правила повелевают. Аще ли прилучится в сих днех сыр, или яица, или рыба, ясти достоит, а не пещися: часть же сыра мерити подобает комуждо, подаяти братиям онгия, и пол другия...

ТИПИКОН

Толкование
Говоря об уставных правилах вкушения пищи, нельзя обойти вниманием вопрос употребления вина. Типикон разрешает его практически во все постные дни за исключением тех из них, когда запрещается употребление растительного масла (исключения – пятница первой недели Великого поста, когда разрешено вино и вареная растительная пища без елея; Великая Суббота, когда разрешено сухоядение с вином; Великая Пятница, если на нее выпал праздник Благовещения, когда нельзя ничего вкушать, кроме вина), но при этом приводит слова святых отцов: «Великий Симеон чудотворец глаголет: яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает. Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет: яко вина отнюд не подобает пити монахом»[52]. Причину этого раскрывает преподобный Венедикт: «…вино, как читаем, есть вещь вовсе не монашеская. Но как в наши дни нельзя в этом убедить монахов, соглашаемся, по крайней мере, не пить до сыта, но воздержаннее; потому что вино и мудрого доводит до отступления и падения[53]». То есть разрешение на вино – это своего рода уступка традиции южных народов, которые относятся к нему как обязательному атрибуту каждодневной трапезы. При этом нельзя не учитывать того, что имелось в виду вино натуральное, виноградное; то есть перебродивший натуральный виноградный сок с небольшим содержанием алкоголя. Употребление такого вина в малых количествах даже полезно для здоровья, иначе бы апостол Павел не советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» [1 Тим. 5, 23]. Именно такое вино благословлялось Типиконом. В отличие от этого имеющиеся сейчас в продаже вина очень часто представляют из себя суррогаты, получаемые искусной комбинацией этилового спирта, красителей и ароматизаторов. При этом даже высокая цена не гарантирует его натурального качества.

[52] Типикон. Глава 35. Разсуждение о ястии и питии.
[53] Древние иноческие уставы. Устав преподобного Венедикта. С. 628.

Оригинал
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Святые и наука о трезвости Empty Дополнение к типикону

Сообщение автор Андрей Магай Вт 18 Дек 2012 - 21:35

Каковы же допустимые количества употребляемого алкоголя? Существует стандарт, предложенный врачами-кардиологами для профилактики атеросклероза: энергичный, подвижный мужчина среднего роста и комплекции 33-36 лет может употребить не более 22 мл. 96% спирта в сутки в алкогольных напитках. Это значит, что водки или коньяка можно выпить 50мл. в сутки, крепленого вина (18-20°) – 100 мл. в сутки, натурального некрепленого (8-12°) – 200-250 мл., пива, медовухи (4-8°) – 300-500 мл. в сутки. Сравним медицинский стандарт с указаниями Типикона (гл. 35): "Вино же, аще прилучитися недостоит дати-ся по уставу в ин день, но в неделю или в господские праздники, или в другая нуждная утешения: черпати же тогда потребно есть во все лето на таковые, по единой чаше, или по две, или множицею по три, и ино ничтоже. Две бо, или три чаши, не по уставу рекохом, но по нужде бывати." Одна чаша здесь – красавуля, емкостью примерно 300 мл.; вино – кагор, разбавленный водой 1:1. Таким образом, одна чаша содержит суточную стандартную дозу. Увеличение числа чаш, допускаемых уставом, возможно за счет роста и массы тела человека, характера его работы – физический труд на воздухе, нервно-психологическое напряжение – это ситуации, когда алкоголь расщепляется быстрее. Для людей молодых, пожилых, слабых здоровьем, субтильных и пр. дозы значительно уменьшаются. К вину необходимо вырабатывать спокойно-осознанное отношение, как к горчице или уксусу – приправа улучшает аппетит, пищеварение и вкус блюда, бодрит, а много не съешь! По слову Апостола Павла: " Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов". (1 Тим, 5,23).

Источник
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Святые и наука о трезвости Empty Всемирная Организация здравоохранения

Сообщение автор Андрей Магай Вт 18 Дек 2012 - 21:47

В зарубежной литературе всё чаще используются термины «ответственное употребление алкоголя» (responsible drinking), «разумное употребление» (sensible drinking), организуются международные конференции на эту тему. Приведем рекомендации Фонда исследований аддикций из Торонто по снижению вреда от употребления алкоголя, разработанные по итогам международного симпозиума (1993 г.).

1. Общее правило: люди не должны потреблять более двух стандартных доз в день (20 г чистого алкоголя, или примерно 60 мл 40-градусной водки, 200 мл 12-градусного вина, или 0,5 литра 5-градусного пива - Авт.).
Это ограничение основано на уровнях потребления взрослых мужчин средней комплекции, имеющих хорошее состояние здоровья. Риск возникновения проблем со здоровьем минимален, если потребление алкоголя не превышает этой границы.

2. Для отдельных групп необходим более низкий уровень потребления, что вызвано различием в массе тела, его строении и обмене веществ.

3. Те, кто воздерживается от употребления алкоголя, не должны начинать его потребление, чтобы сократить риск возникновения проблем со здоровьем.

4. Те, кто пьет не каждый день, не должны повышать свое потребление для сокращения риска проблем со здоровьем.

5. Те, кто выпивает более 20 г алкоголя в течение одного дня, должны сократить это потребление.

6. Чтобы свести к минимуму риск развития алкогольной зависимости, должен быть хотя бы один день в неделю, когда алкоголь не употребляется совсем.

(Последнее наше мнение весьма спорное, так как при таком практически ежедневном употреблении трудно не превысить допустимую дозу и велика вероятность развития зависимости. Далеко не все алкоголики пьют каждый день. Во всяком случае, практически ежедневное употребление алкоголя станет привычкой, а насколько вредной - это уже следующий вопрос. - Авт.)

7. Те, кто принимает алкоголь, должны избегать его употребления до состояния опьянения (заметное для окружающих - Авт.).

8. Беременные женщины должны знать, что алкоголь - их враг. Особенно опасно для плода употребление матерью алкоголя в первые 3 мес. беременности.

Однако указанное количество 20 г абсолютного алкоголя в день не является безопасным. Согласно исследованиям, при таком уровне потребления относительный риск заболевания циррозом печени повышается примерно на 100%; другими, в том числе онкологическими, заболеваниями - на 10-30%.

По другим данным, разумные границы употребления алкоголя составляют до 30-40 г абсолютного алкоголя (примерно 95-125 мл водки) за вечер у мужчин и до 20-30 г абсолютного алкоголя (примерно 60-95 мл водки) у женщин с 2-3 днями трезвости в неделю (К.Ван дер Берг, В.Бульвада ). Однако следует отметить, что эти данные зарубежные, а в странах Запада иная манера употребления алкоголя - более дробными дозами. При этом алкоголь успевает распадаться в организме и достигается меньшая степень опьянения, чем при разовом приеме указанных количеств. В России алкоголь принято употреблять реже, но в более высоких дозах и быстрее.

Поэтому, скорее всего, в качестве разумных границ употребления алкоголя у нас будут более приемлемы последние указанные дозы, но с 3-4 днями трезвости в неделю. Выражение «выпили по сто грамм» в нашем обиходе как раз и обозначает умеренную дозу спиртного. При указанной манере употребления получается до 160 г абсолютного алкоголя в неделю, что согласуется с данными Королевского медицинского колледжа (Великобритания), определяющими «безопасное» употребление алкоголя не выше 21 единицы для мужчин и 14 единиц для женщин в неделю при условии, что не всё количество выпивается сразу и имеются дни трезвости.

Медицинская газета
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения