Приходской семейный клуб трезвости


Join the forum, it's quick and easy

Приходской семейный клуб трезвости
Приходской семейный клуб трезвости
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Все о Рачинском

Участников: 4

Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Все о Рачинском

Сообщение автор Андрей Магай Вс 20 Янв 2013 - 11:23

Рачинский Сергей Александрович

(8.05.1833-2.05.1902), русский педагог, ботаник, публицист и общественный деятель, редкий и яркий представитель высокой образованности, соединенной с глубокой церковной нравственностью. К нему обращались с самыми разнообразными вопросами духовной жизни. Его педагогическая деятельность стала как бы центром всего народного образования в церковном духе.

После окончания Московского университета Рачинский служил в архиве Министерства иностранных дел. Отсюда он был откомандирован на некоторое время в качестве личного секретаря к А.Н. Муравьеву.

Осенью 1856 С.А. Рачинский получил кафедру ботаники при Московском университете, сделался неофициальным редактором “Русского Вестника”. За десять лет пребывания его в Москве очень сблизился со славянофилами.

Выйдя в отставку, с 1872 Рачинский переселился в свое родовое имение Татево. Наполняя длинные деревенские досуги чтением и со страстью предаваясь цветоводству, он, однако, не находил в этом полного удовлетворения. Зайдя как-то раз случайно в сельскую школу на урок арифметики, который показался ему необычайно скучным, он попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, и этим
определилась вся его дальнейшая судьба — всего себя до последних дней земной жизни Рачинский отдал православной педагогике.

“Религиозный характер всегда присущ русской сельской школе, — писал он, — ибо постоянно вносился в нее самими учениками... Наша бедная сельская школа, при всей своей жалкой заброшенности, обладает одним неоцененным сокровищем: она школа христианская, христианская потому, что учащиеся ищут в ней Христа... Из дому они выносят и вносят в школу “духовную жажду”, интерес к вопросам духа. Во всех насажден живой
зародыш благочестия: истинное уважение вещей божественных, живое чувство красоты внешних символов богопочитания и смутный, но твердый религиозный и нравственный идеал: монастырь, жизнь в Боге и для Бога, отвержение себя — вот что совершенно искренно представляется конечною целью существования, недосягаемым блаженством этим веселым, практическим мальчикам”. Школа должна насытить эту таинственную жажду, укрепить и осуществить врожденный религиозный характер. В Татевской школе Псалтирь и Часослов были в ежедневном употреблении. “Кто овладел, — писал Рачинский, — хотя бы только службами Страстной
седмицы, тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления”.

Весь свой богатый педагогический опыт он изложил в своей главной книге “Сельская школа”, выдержавшей за 8 лет с 1891 по 1899 четыре издания. Им был издан учебник “1001 задача для умственного счета”. Известны его статьи о трезвости и “Письмо С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости”, а также замечательная
книга “Школьный поход в Нилову пустынь” о паломничестве учеников Татевской школы со своими учителями и духовным наставником в одну из величайших святынь и обителей — Нилову Столобенскую пустынь, что на озере Селигер.
Позднее педагогические опыты С.А. Рачинского воплотятся в подобных же паломничествах учеников и прихожан знаменитого московского батюшки о. Алексия Мечева.

И. Попов


Последний раз редактировалось: Андрей Магай (Вт 24 Сен 2013 - 20:26), всего редактировалось 1 раз(а)
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор Андрей Магай Вс 20 Янв 2013 - 11:28

Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор Андрей Магай Вс 20 Янв 2013 - 11:31

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Рачинский Сергей Александрович

I

ботаник и изв. деятель по народному образованию; род. в 1836 г., учился в Московском университете, получил
степень магистра ботаники за диссертацию "О движении высших растений" (М., 1859). Ко времени профессорской деятельности Р. в Моск. унив. относится несколько самостоятельных работ по его специальности ("О некоторых химич. превращениях растительных тканей", М., 1866) и превосходных научно-популярных очерков, печатавшихся в "Русском вестнике": "Цветы и насекомые" и др. В 1867 г. Р., оставив профессуру, поселился в деревне, а в 1875 г. всецело посвятил себя народной школе в селе Татеве Бельского у. Смоленской губ. Переселясь из барского дома в школу, он начал жить одною жизнью со своими учениками. Кроме детей, Р. с самого начала его деятельности окружали и юноши-крестьяне, которых он подготовлял в учителя для окрестных сел и для которых сохранял значение руководителя и наставника. Для учеников из соседних деревень при школе устроено было общежитие. На общей молитве, довольно продолжительной,
ученики пели церковные песни; по субботам сам Р. читал евангелие по церковнославянски и по-русски, с краткими объяснениями. Школа Р. в тех скромных пределах, которыми она ограничила свою деятельность, достигла блестящих результатов; по совершенной исключительности условий, при которых они достигнуты, они не могут, конечно, служить критерием тех принципов, которые проводит Р. в своих педагогическо-литературных
трудах, желая создать согласный с ними общий тип народной школы. В своих "Заметках о сельских школах" (СПб., 1883), напечатанных "по распоряжению обер-прокурора Св. Синода" и появившихся накануне издания
правил о церковноприходских школах, Р. высказывается за передачу всего дела начального образования безраздельно в ведение духовенства, хотя в то же время не признает за духовенством исторических заслуг в деле народного образования, а в позднейших своих статьях не скрывает и весьма холодного отношения современного сельского духовенства к народной школе. Р. особенно налегает на то обстоятельство, что наша сельская школа в отличие от западной возникает "при глубоком равнодушии образованных классов" (что совершенно неверно). устраивается самим народом "при весьма слабом участии духовенства" — и тем не менее
направление в ней чисто церковное. Народ ищет "не житейского, а возвышенного учения"; он прежде всего желает, чтобы учащиеся знали церковнославянский язык, умели читать часослов, псалтирь и др. богослужебные книги, знакомились с церковным пением. В этом национально-религиозном характере народной школы Р. видит ее силу и соответственно этому ограничивает курс ее обучением грамоте, преимущественно по церковным книгам, да арифметикою, одобряя и уставное письмо с печатными церковнославянскими буквами. При более продолжительном времени для занятий, при более правильном посещении школы и при двух учителях Р. вводит в программу еще геометрию, физику, отчасти географию и историю. Сообщения попутно некоторых знаний о природе и отечестве, возможного и для обыкновенной начальной школы, Р. не признает. Отвергает Р. и "немецкие" методы преподавания. В основании преподавания русского языка он кладет язык церковнославянский со всеми его грамматическими формами, чтение в школе на этом языке, параллельно с
русским переводом, евангелия, псалтири и др. богослужебных книг; при таком курсе знание русского языка, по мнению P., приложится уже само собою. В курсе грамматики Р. держится, однако, Греча, т. е. "немецкого"
метода, который воспринят был у нас лет 70 тому назад и потому считается русским. Для чтения в народной школе — для которого, впрочем, по системе Р. едва ли найдется много досуга — Р. назначает Гомера, Шекспира, Пушкина, Жуковского, семейную хронику Аксакова, некоторые произведения Лажечникова, Загоскина, Даля, А. Толстого, но решительно исключает Гоголя и др. писателей сороковых годов. Изображая в самых мрачных красках "духовную атмосферу, которою 30 лет дышала наша сельская школа", руководимая светскими народными учителями, этим "новым классом людей, презирающих народ и ненавидимых народом", Р. находит, что "училищем благочестия и добрых нравов" наша сельская школа все это время не была, потому что "жизнь образованных классов учила распущенности и безбожию", и этой же причине приписывает упадок творчества во всех сферах духовной жизни народа. Но в не менее мрачных красках рисует он и
современное сельское духовенство, в руки которого он предлагает отдать сельские школы; оно является в его изображении "сословием запуганным, но вместе жадным и завистливым, униженным, но притязательным, ленивым и равнодушным к своему высшему призванию, а вследствие того и не весьма безукоризненным в образе жизни". Это плачевное состояние духовенства, по убеждению Р., не может быть изменено реформами, мероприятиями, идущими свыше: для этого "нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный — и потому великий. Нужно, чтобы люди с высшим образованием, с обеспеченным достатком, не принадлежащие к касте духовной, принимали на себя, по одной любви к Богу и ближнему, тяжкий крест священства". Другой
способ обновления духовного сословия Р. видит в привлечении к нему свежих сил из среды крестьянства. Тем не менее Р. утверждает, что школа, поступив в ведение духовенства, возвысит последнее; народ с его не
нуждающимся в свободе высоким религиозно-просветительным началом приведет духовенство к пониманию его призвания. И о народе, однако, Р. отзывается неодобрительно, находя, что "в настоящее время, в минуту
пробуждения в нашем народе сознательного христианства, пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа", вследствие чего является настоятельная необходимость в "скором и решительном повороте".
Вообще трудно разобрать, кто, по мнению Р., сохранил источник жизни. Народ ищет спасения у священников, но священники плохи, и народ сам должен спасать их; вместе с тем народ плох и ждет спасения от интеллигенции, которая тоже плоха и может быть спасена лишь народом. Сборник статей Р. вышел под загл. "Сельская школа" (М., 1891 и 1898, с вводною статьей о школе в с. Татеве последователя Р., Горбова). Р. принадлежит еще брошюра "Народное искусство и сельская школа" (М., 1882). Ср. М. Ш., "Новый план устройства народной школы" ("Вестник Европы", 1883, Cool; Полетаев, "С. А. Р." (Оренб., 1891).
II
(дополнение к статье)

ум. в 1902 г. Его последние труды: "Письма к духовному юношеству о трезвости" (М., 1899); "Сельская школа.
Сборник статей" (изд. 5, СПб., 1902); "Геометрические забавы" (ib., 1901); "1001 задача для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ" (ib., 1899). См. С. Танаевский, "Памяти С. А. Р." (Казань, 1904); его же, "С. А. Р., как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве" (Вятка, 1899); H. Горбов, "С. А. Рачинский" (СПб., 1903). Переписка Р. с самыми разнообразными, знакомыми и незнакомыми, лицами и
по самым разнообразным вопросам (в 60 переплетенных томах, с обозначением срока, после которого она может поступить в общее пользование), хранится в Импер. Публичной Библиотеке. Часть писем еще не
разобраны; всего, по мнению Н. Горбова, их получится свыше 150 томов.

  Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
  1890—1907.


Последний раз редактировалось: Андрей Магай (Вт 24 Сен 2013 - 20:29), всего редактировалось 1 раз(а)
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор Андрей Магай Вс 20 Янв 2013 - 11:36

Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор SvetaAug12 Пн 21 Янв 2013 - 10:00

Андрей Магай пишет:Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


Рачинский Сергей Александрович

I

Вообще трудно разобрать, кто, по мнению Р., сохранил источник жизни.
Народ ищет спасения у священников, но священники плохи, и народ сам
должен спасать их; вместе с тем народ плох и ждет спасения от
интеллигенции, которая тоже плоха и может быть спасена лишь народом.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
1890—1907.

Да, интересно... Мы часто идеализируем этот исторический период (коне 19-начало 20 века), а на самом деле, клубок проблем был еще тот...
Судя по Лодыженскому (как раз дочитываю третий том, "Темная сила") интеллигенция уже тогда была больна всеми болезнями нашего времени - эгоизмом, гордостью и и тщеславием, культом похоти и сладострастия, унынием и пр. Так что Сергей Александрович был выдающимся исключением.
SvetaAug12
SvetaAug12

Сообщения : 639
Дата регистрации : 2012-09-11
Возраст : 61
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор Андрей Магай Пт 8 Мар 2013 - 12:18

Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор Андрей Магай Вт 24 Сен 2013 - 20:31

Учитель века. Учитель на века. Николай Головкин о Рачинском

Имя педагога-просветителя Сергея Александровича Рачинского (15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния — 15 мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) становится всё более известным, особенно в церковных кругах. Народный учитель Рачинский или, как его называют, «учитель века», стал основателем универсальной сельской церковной школы, устройство которой и сегодня может быть воспринято в школах России.

Труды С. А. Рачинского по устроению такой школы, его статьи о народном искусстве, переписка со знаменитыми современниками, такими, как Лев Толстой, Василий Розанов, граф Сергей Шереметьев, вышли в нынешнем году в сборнике «Из доброго сокровища сердца своего…» в нижегородском издательстве «Родное пепелище».

Об этой книге, а также о личности и трудах С. А. Рачинского мы беседуем с составителем сборника, журналистом, членом Союза писателей России И.В. Ушаковой.

– Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о школе С. А. Рачинского, в чём были её основные особенности?

– Рачинский, профессор, возглавлявший кафедру физиологии растений в Московском университете, был родом из польских дворян, по окончании Смутного времени перешедших в подданство России и переселившихся в смоленское село Татево.

Бельский уезд Смоленской губернии (ныне это Оленинский район Тверской области) стал полем масштабной деятельности выдающегося педагога-просветителя Рачинского. Начав устройство сельских школ для крестьян в родовом имении Татеве, Рачинский в период с 1872 по 1902 гг. устроил более 30 таких школ по всему уезду. Многие из них были с интернатами. В лечебницы, устроенные Рачинскими крестьяне желали попасть уже затем, что там их не только лечил фельдшер, но и осуществлял духовное водительство священник.

Рачинский наряду с основными предметами, такими, как грамматика и арифметика, считал необходимым обучение детей Закону Божьему, церковному пению, живописи и иконописи. Знаменитый художник Н.П. Богданов-Бельский, ученик Рачинского, вышедший из крестьян, уже в школьные годы серьёзно занимался иконописью, в юности расписывал татевский храм и Софийскую церковь возле знаменитого стекольного завода Нечаева-Мальцева.

Важную роль в школьном деле учитель Рачинский отводил священнику, который и преподавал церковные дисциплины, а также посвящал немалое время толкованию Священного Писания и Псалтири.

Рачинский был уверен, что народу необходимо утвердится сознательно в том, во что он верит слепо. Сельский учитель, сохранивший добрые отношения со столичными корреспондентами, вёл огромную переписку с преподавателями и учёными, с писателями и редакторами журналов, и хорошо знал, «чем дышит» интеллигенция, оторванная от народной почвы. Поэтому первостепенной задачей Рачинский считал необходимым учить учителей и священников из крестьянской среды.

Учитель Рачинский настаивал на необходимости изучения в школах церковнославянского языка для более легкого усвоения русского языка.

14-летние дети в школе Рачинского с удовольствием, а главное, с благоговением, читали «Капитанскую дочку» и «Дубровского», «Бориса Годунова» и «Русалку», «Полтаву» и «Песнь про купца Калашникова», «Тараса Бульбу» и «Ночь перед Рождеством», «Ундину» Жуковского. «Семейную хронику» Аксакова, Лажечникова, Загоскина, Даля, «Князя Серебряного» графа А. Толстого.

Рачинским впервые в воспитательных целях были совершены пешие паломничества по святым местам. Учителя с детьми ходили в Нилову пустынь поклониться преподобному Нилу Столобенскому жившему в начале XVI века, основателю знаменитого монастыря на Селигере, и сейчас весьма почитаемому в Тверском крае.

Практикуемое при школе ведение усадебного хозяйства (цветоводство, пчеловодство) также было интересно и полезно детям – будущим хозяевам своих дворов, своей вотчины, и, если хотите, своего Отечества.

Для крестьянских детей такая школа была естественным продолжением жизни, только уже осмысленным. Вот и все преимущества.

– То есть, получается, что школа Рачинского становилась для учеников и их родителей церковной общиной?

– Да. Весь строй крестьянской и вообще русской жизни – общинный. «Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его, не останется ничего; из него же развиться может целый гражданский мир», – писал об этом А. С. Хомяков.

Родители, отдавая своих детей на неделю в школу, давали только муку для выпечки хлеба. Всё остальное содержание осуществлялось за счёт Рачинских. Дети жили одной семьёй: старшие помогали младшим, молодые учителя учились у более опытных. Летом на попечении уже не молодого татевского учителя были его бывшие ученики: студенты, иконописцы и художники, обучавшиеся за его счёт в училищах и семинариях. И недаром, С. А. Рачинского, любимца светских обществ Берлина и Веймара, где он продолжал обучение после Московского университета, крестьяне Бельского уезда величали «отец родной». Он своей любовью и заботой о «малых сих» он исполнял основные заповеди Отца Небесного.

Особо почитался в школе Рачинского праздник святых просветителей славян – братьев Кирилла и Мефодия. В этот день, 24 мая, в Татеве устраивался Крестный ход из церкви в школу. Дети несли хоругви и древки с вырезанными из дерева славянскими буквами. В школе их ожидали поздравления любимого учителя и подарки: пасхальные яйца, книги.

– И всё же, почему профессор. Рачинский оставил университетскую кафедру и стал учить крестьянских детей письму и грамоте?

– Интерес к педагогике у Сергея Александровича появился еще в годы учебы в Германии, когда он познакомился с деятельностью профессора Йенского университета Карла Стоя, основателя нескольких учебных заведений. Об этом он писал в своей статье «Институт Стоя в Йене», высказывая глубокую и справедливую мысль о том, что воспитание любого народа должно быть национальным и современным.

Прямой причиной оставления кафедры стали университетские волнения конца 60-х гг. XIX века: возник спор между прогрессивно настроенными «молодыми» и реакционно-настроенными «старыми» профессорами. Рачинский высказал своё несогласие по поводу избрания на ведущие должности некоторых профессоров, и покинул кафедру.

В родовом гнезде Татеве трудами его матушки Варвары Абрамовны (урожд. Боратынской) – сестры поэта Е.А. Боратынского собирались уникальные архивы рукописей поэтов и писателей «Золотого века», усердием сестёр уже работала сельская школа, и поэтому для человека, укоренённого в доброй традиции, стало естественным продолжение этого тихого подвижничества.

О крестьянских детях С.А. Рачинский писал: «В них нет и следа того отвратительного сквернословия и скверномыслия, которыми заражены наши городские учебные заведения, в особенности столичные. В нормальной крестьянской жизни нет места тем преждевременным возбуждениям воображения, тем нездоровым искушениям мысли, которыми исполнен быт наших городских классов».

В этом снисхождении, в любви «барина» к вверенным ему «малым сим» он находил исполнение своего христианского служения. У крестьянских ребят «барин» учился благоговейному отношению ко всему окружающему, восхищался их трудолюбием и усердием в учёбе.

«Всего важнее, – писал он, – то искреннее благочестие, тот интерес к вопросам веры и духа, который вынесли из дома и внесли в сельскую школу её ученики, в ней становятся сознательнее и глубже, становятся могучими будильниками ума и впоследствии поддерживают те навыки и знания, которые приобретены ими в школе».

– В книгу вошли только труды по педагогике в сельской школе? А занимали ль Рачинского и другие вопросы общественной жизни?

– Нет, кажется, такой области – культурной и социальной, – которую бы не отметил Рачинский в своих «записках», не указал на ошибки и пути исправления. К примеру, ученый был озабочен тем, что угасает народная песня, собирал остатки этого почти утраченного ныне искусства. И только сейчас мы понимаем, что русская песня была иммунитетом народа. К Рачинскому обращался П.И. Чайковский за текстами народных песен.

Сельский учитель Рачинский – один из немногих, кто осознал назревающую катастрофу крушения «старого мира» и взывал к тогдашнему образованному обществу: «Может быть, следует заменить учение о добрых нравах учением о нравах свободных, старое благочестие, поклонение недосказанному Богу поклонением естественному человеку – этому внешнему выражению мировых сил, доступному нашему здравому смыслу? Нет! Из глубочайшего дна нашей души поднимается сознание того, что все эти новые учения, вся эта новая нравственность для человека недаром бременящего землю, совершенно негодно…».

Книга Рачинского представляет исторический документ, поскольку в ней отражены события, происходившие во второй половине XIX века в Бельском уезде; выведены имена людей, которые так или иначе творили нашу историю. Из географии Бельского уезда, которую можно проследить по книге, из той картины жизни прошлого нашего края, мы можем предположить, какой стала бы эта картина сегодня, если бы трудились на этой земле такие хозяева, как Рачинские.

– Насколько актуальны сегодня труды Рачинского?

– Я считаю, что теорию и практику татевской школы, созданной полтора столетия назад, вполне можно использовать не только в сельских, но и в столичных школах и гимназиях.

Да и в заключениях профессора Рачинского, о том, что переживало русское предреволюционное общество и к чему оно шло, есть непреложная правда для сегодняшнего дня, для каждого из нас. Вот, что писал Рачинский чуть более ста лет назад: «…Зло не в мерах правительства, а в медленном, постепенном, по большей части бессознательном отпадении от Церкви всего, что у нас есть образованного, богатого, властного».

Разве что-то изменилось сегодня? Нет.

В нынешнее время, когда размывание культуры и падение нравов принимают еще более угрожающие формы, статьи и обращения С. А. Рачинского, собранные в данной книге – «Народное искусство и сельская школа», «Письма к духовному юношеству о трезвости» и другие – это прямое обращение к нам для того, чтобы нас уберечь от ложных путей и соблазнов.
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор Ирина Кизик Пт 4 Апр 2014 - 13:45

http://sinkov.livejournal.com/32607.html - Могила Марии Константиновны Толстой (Мани Рачинской) в селе Татево
Любопытный материал и есть интересные фото
Ирина Кизик
Ирина Кизик

Сообщения : 1087
Дата регистрации : 2011-06-20
Возраст : 39
Откуда : Москва/Кострома

http://kizik.forumbook.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор Андрей Магай Пт 4 Апр 2014 - 14:52

Да, действительно, любопытно, спасибо
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Все о Рачинском Empty Re: Все о Рачинском

Сообщение автор Любовь Н. Вт 8 Апр 2014 - 7:40

С большим интересом прочитала!
Любовь Н.
Любовь Н.

Сообщения : 803
Дата регистрации : 2011-05-31
Откуда : Кунцево

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения