Приходской семейный клуб трезвости


Join the forum, it's quick and easy

Приходской семейный клуб трезвости
Приходской семейный клуб трезвости
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

С.А. Рачинский и современная сельская школа

Участников: 2

Перейти вниз

С.А. Рачинский и современная сельская школа Empty С.А. Рачинский и современная сельская школа

Сообщение автор Михайло Ясский Оратай Ср 12 Дек 2012 - 13:59

С.А. Рачинский и современная сельская школа

Н.М. Рухленко,
директор Государственного общеобразовательного учреждения
школа-интернат «Белгородский лицей-интернат № 25»


Духовное возрождение России побуждает нас к осмыслению педагогического наследия прошлого. В истории отечественной педагогики особое место занимает имя Сергея Александровича Рачинского. Профессор Московского университета, член-корреспондент Российской академии наук, ботаник и математик, талантливый журналист, писатель и общественный деятель, он многие годы трудился в сельской школе. Педагог и просветитель С. А. Рачинский обучил грамоте несколько поколений крестьян, подготовил для работы в сельских школах более 60 учителей. Он создал оригинальный тип народной сельской школы, основанный на семейных и национальных традициях русского народа. Особенно нам близко убеждение С. А. Рачинского в том, что сельская школа наряду с обучением детей должна активно заниматься их воспитанием.

Итак, попытаемся ответить на вопрос: почему не угасает интерес к личности С. А. Рачинского, в чем отгадка его популярности и притягательности?

Во-первых, необходимо четко обозначить то главное, определяющее, что лежало в основе школы Рачинского. Это семейное воспитание, традиции русской народной жизни и ее православные устои. После 6–7 лет учительства С. А. Рачинский убедился в том, что родители-крестьяне отдавали ребенка в школу не только и не столько для обучения грамоте и счету, а потому, что были уверены, что школа заложит в ребенке качества, соответствующие идеалу совершенного человека, качества истинного христианина. В поведении православного человека ценились такие проявления морали, как уважительное отношение к старшим, забота о старых, детях, беспомощных людях, милосердие, миролюбие, взаимопомощь, трудолюбие, совестливость, патриотизм и многое другое.

В новом здании школы С. А. Рачинский обустроил все как в лучшей крестьянской семье. Просторные классные комнаты украшали картины Н. П. Богданова-Бельского, В. М. Васнецова, фотографии, рисунки учеников. В школе нашлось место комнате для рукоделия, где была большая коллекция русских вышитых полотенец, изделий народных промыслов, для певческой и художественной мастерских. Многие сельские школы Белгородчины сегодня уделяют большое внимание сохранению народной культуры, изучению традиций. Так, во многих школах созданы музеи этнографии.

С балкона Татевской школы открывался чудесный вид. «С верхнего балкона нашей школы в однообразном горизонте, подымающемся нечувствительно к водоразделу бассейнов Двины и Волги, виднеется выемка и в ней голубая, волнистая даль. Это верховья Волги, это отроги Валдайской возвышенности. В ясные и тихие февральские дни над этой далью на восходе солнца подымается марево. В призрачных очертаниях рисуются на небе какие-то неведомые колокольни и башни. Что это? Не далекий ли Осташков? Уж не сама ли Нилова пустынь?» (Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991. С. 87.)

Благоприятное впечатление производили чистый, ухоженный двор, огород, цветник, большая терраса, увитая в теплое время диким виноградом. Неподдельный интерес у современных читателей вызывает статья С. А. Рачинского «Школьное цветоводство» (1896 год). По существу, это прообраз современных программ благоустройства школьных территорий. Все школы Белгородчины сегодня стремятся к тому, чтобы их территории были образцовыми.

В работе по благоустройству территории школы мы можем воспользоваться рекомендациями, советами С. А. Рачинского. В статье «Школьное цветоводство» он рассказывает о культивации декоративных растений, способных украсить сельскую школу снаружи и внутри. В процессе этой работы под руководством учителя дети на практике познают законы природы, учатся любить и понимать прекрасное. Как мудро звучат следующие слова педагога: «Любовь к природе, понимание ее красот – один из лучших плодов истинного образования, и все, что питает эту любовь, расширяет это понимание, должно нам быть близко и дорого... Близкое знакомство с формами и условиями жизни хоть немногих растений есть знание действительно полезное; а такое знание дается именно их культурой, без которой невозможны и плодотворные исследования в высших сферах науки. <...> Только этим путем, а не устным и книжным преподаванием общих обзоров природных явлений и основанных на них теорий <...> могут быть привиты знания о природе... Вот почему драгоценны и любезны попытки сельских учителей украсить свою школу, обсадив её обильно цветущими кустами и растениями, свое училище – хоть какой-нибудь и зимой не увядающей зеленью, свою жизнь – занятием поучительным и изящным» (Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991. С. 124).

Как много значило в плане воспитания любви к родной земле, формирования искусства общения пребывание в Татеве знаменитых соотечественников. Среди гостей были историк С. Д. Шереметев, писатель Н. Энгельгардт, философ В. В. Розанов, профессор Московского университета В. Н. Лясковский, глава православной миссии в Японии епископ Николай и др. Встречи с известными людьми имеют огромное значение. Приведу пример из своей педагогической практики. В мае 2003 года накануне Дня славянской письменности и культуры в Орликовской средней школе побывала крупный ученый-филолог, профессор Белгородского университета поэт В. К. Харченко. Встреча с учащимися и педагогами продолжалась более двух часов. В. К. Харченко размышляла вслух о проблемах филологии, читала стихи, отвечала на многочисленные вопросы. В стихах В. К. Харченко особо привлекает привязанность к людям, к родной стороне, к природе, чувство душевной теплоты. Об этой встрече впоследствии воспитатель Котлярова Т. И. напишет: «Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились», – сказал мудрец. Навсегда в моей памяти останется встреча с профессором БелГУ поэтессой Верой Константиновной Харченко».

Интересно отметить, что именно С.А. Рачинский впервые в России построил школу с интернатом или, словами педагога, «сельскую школу с общежитием». Такое решение было обусловлено тем, что абсолютное большинство сельских детей северо-западного края России из-за отдаленности не могли ходить в школу каждый день. Одновременно он предостерегал современников от бездумного копирования своих планов.

Весь день Рачинский вместе с учителями проводил среди детей: учил, обедал, отдыхал, трудился, играл, молился. Своеобразный статус школы с общежитием предполагал и особенную, отличную от других организацию учебно-воспитательного процесса. Введение вечерних занятий повлекло за собой расширение программ. Стало возможным осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся, усиливалось воспитательное воздействие школы. В школе С. А. Рачинского царила обстановка внимания, сердечности, доброты по отношению к воспитанникам.

Многие, разумеется, не поддерживали идею школы-интерната. Но время подтвердило право на существование и функционирование «сельской школы с общежитием». Скольким детям из отдаленных сел в 60–80-е годы XX века интернаты при крупных средних школах помогли после окончания восьмилетки получить среднее образование!

Как прозорлив и дальновиден был С. А. Рачинский, провозглашая в своей школе гуманное отношение к детям. Одна из первостепенных задач сегодня – выявление гуманистической сущности педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как выступает основным средством развития гуманистической сущности человека. Именно гуманистически ориентированная философия образования становится стратегической программой качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Многолетняя педагогическая практика убеждает в том, что желаемых результатов в воспитании можно достичь при:

– предъявлении воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

– уважении прав и свобод ребенка;

– уважении права человека быть самим собой;

– принятии воспитанником конкретных целей его воспитания;

– ненасильственном формировании требуемых качеств;

– отказе от наказаний, унижающих достоинство личности;

– уважении к позиции ребенка даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

– признании права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по тем или иным причинам противоречат ее убеждениям, например религиозным.

Большое значение в воспитании детей, учителей, родителей-крестьян имел пример высоконравственной личности С. А. Рачинского. Для него были все равны и любимы. То, как важен пример учителя, отмечали многие выдающиеся педагоги прошлого. Так, заслуживает внимания мысль Я. А. Коменского о том, что учитель – живой пример для учеников, он должен быть добродетельным, ведь невозможно воспринять добродетель с помощью различных картинок и моделей, только пример педагогов и воздействует на детей. Мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являть образцовый пример.

Джон Локк, известный английский философ и педагог, также говорил о том, что в воспитании характера особенно важны упражнения, опыт, пример воспитателей и родителей.

В школе С. А. Рачинского обучались и дети с физическими недостатками (горбуны, заики). При этом дело обучения было поставлено так, что они не ощущали своей неполноценности. Заикание Рачинский успешно лечил средствами народной логопедии. Горбуны овладевали ремеслами и специальностями, позволявшими им жить и работать среди здоровых людей.

Ценен опыт разновозрастных контактов учащихся: старшие дети дополнительно занимались с отстающими, играли с младшими, помогали им в походах. Здесь дети умели заботиться друг о друге.

Воспитанию милосердия, доброты способствовал и такой факт. Рядом со школой была построена больница. За больными ухаживали сестра Сергея Александровича, он сам и врач. Кстати, работа врача оплачивалась из средств С. А. Рачинского. Ученики приходили играть с выздоравливающими, читали им книги. Если провести параллель с деятельностью современной сельской школы, то должен сказать, что учащиеся многих школ оказывают посильную помощь ветеранам войны и труда, инвалидам, заботятся о пожилых людях, шефствуют над домами милосердия, навещают одиноких и престарелых людей, выступают с концертами, поздравляют с праздниками, вручают сделанные своими руками сувениры.

Особого внимания заслуживает кропотливый труд Рачинского с одаренными детьми. Благодаря его помощи получили дальнейшее образование такие талантливые художники, как Т. Никонов, И. Петерсон, Н. П. Богданов-Бельский. Т. Никонов окончил школу художеств и стал портретистом. И. Петерсона С. А. Рачинский направил учиться в иконописную мастерскую в Троице-Сергиеву лавру. К Богданову Сергей Александрович относился как к родному сыну. Именно Рачинский распознал в пастушке, сыне одинокой батрачки, яркий талант художника. Для Н.П. Богданова-Бельского в доме Рачинских была устроена мастерская. Кто не знает таких полотен живописца, как «У дверей школы», «Устный счет», «Сочинение», «Ученицы», «Новички» и др. Прототипами героев стали ученики и учителя Татевской школы.

В школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию. Здесь же давал уроки его родственник, художник Э. А. Дмитриев-Мамонтов.

Сегодня в области успешно реализуется программа «Одаренные дети», которая позволяет многим учащимся добиваться высоких результатов.

Музыкой и пением с детьми занимались сам Сергей Александрович и его сестра Варвара Александровна. Имея абсолютный художественный вкус, будучи великолепным знатоком искусства, Рачинский выражал тревогу, что «глохнут и гаснут в народе народная песня, народная сказка» (Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991. С. 81).

В статье «Народное искусство и сельская школа» С. А. Рачинский пишет: «И если в настоящее время... соперником церкви является кабак; если пьяный разгул слишком часто заглушает в нем (народе. – Прим. автора) всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый решительный поворот – то вечный позор всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания, печатного слова и правительственной власти!.. Совершенно правы поборники народного театра, усматривая связь между народным пьянством и отсутствием у народа духовной пищи, умственной и художественной. Но странно искать врачевание для болезней воли в пассивном восприятии возбуждающих впечатлений». Далее С. А. Рачинский подводит нас к мысли, что решающим условием развития личности является деятельность, как умственная, так и художественная. В этой связи стоит добавить, что деятельность – это не только условие, но и основа и средство развития личности. Педагогически верную позицию занимают те школы, которые считают: чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в различные виды деятельности, т. е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

В Татевской школе Рачинскому удалось организовать разнообразную деятельность учащихся. Здесь учили игре на пианино, скрипке, фисгармонии. Музыка заполняла школу вечерами и в дни праздников. Рачинский много делал для развития и распространения хорового многоголосного пения, ибо «пение – единственная отрасль обучения, в которой успехи могут быть оценены непосредственно даже безграмотными родителями учащихся, возбуждает живой интерес в сельских жителях всех сословий» (Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991. С. 86). Во время посещений Татева со школьным хором занимался С.В. Смоленский, музыкант, известный руководитель Придворной певческой капеллы. Он же вел отбор лучших певцов из школы для учебы в хоре Синодального училища.

Учащиеся были включены в сбор песен и сказок Смоленского и Тверского краев. Материалы фольклора широко использовались на уроках и внешкольных занятиях, на праздниках. Рачинский знакомил детей с историей и культурой Руси, возрождал угасающие народные ремесла и традиции. Здесь пропагандировались народные игры и хороводы. Автором сценариев детских праздников был сам Сергей Александрович. Больше всего школьники любили рождественские праздники у новогодней елки и праздник славянской письменности, посвященный великим славянским просветителям Кириллу и Мефодию. Этот праздник совпадал с окончанием учебного года. Праздники славянских культур и письменности приобрели в наше время особое значение и отмечаются ежегодно, центрами их проведения становятся древнейшие русские города: Новгород, Псков, Владимир, Смоленск, Суздаль, Белгород и др. Но мы не должны забывать того факта, что начало проведению этих праздников положено в сельской школе С. А. Рачинского – человека с европейским образованием, знатока старославянского, русского, нескольких иностранных языков.

Примечательно то, что в школе Рачинского учились дети разных национальностей. Сегодня проблема интернационального воспитания встала с особой остротой. Формирование у учащихся культуры межнациональных отношений является весьма существенной частью морального воспитания и имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. К содержанию культуры межнациональных отношений мы относим: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

Статья Рачинского «Школьный поход в Нилову пустынь» была написана после второго похода. Она представляет собой дневник путешествия, обогащенный размышлениями автора. Походы и экскурсии, подобные описанному С. А. Рачинским, стали затем регулярно проводиться во многих школах. По существу, в статье изложено руководство по организации походов. Помимо религиозного направления (поклониться мощам преподобного Нила Столбенского) поход в Нилову пустынь имел широкие познавательные цели: дети знакомились с рельефом Валдайской возвышенности, собирали растения для гербариев, запоминали услышанные пословицы и поговорки, юные художники писали этюды. Вечерами жители деревень, через которые пролегал маршрут путешествия, наслаждались пением в церкви школьного хора.

Да, действительно, любовь к России рождается и развивается из малого – из любви к своему селу, краю, к своим родным местам. Очень важная задача, стоящая перед школой, – изучение родного края не только по книгам, но и по его живой действительности. Мы зачастую и не подозреваем, как много интересного вокруг нас, совсем рядом с нами. Лучший способ изучить свой край, узнать его, познакомиться со знатными земляками – это организовать походы по родному краю. И нужно сделать все для того, чтобы автобусные экскурсии не привели к забвению походов по родному краю.

Конечно, чтобы сделать поход увлекательным и полезным, к нему необходимо тщательно подготовиться. Участвуя же в походах и путешествиях, дети, во многом благодаря педагогам, узнают, какие сокровища хранятся в недрах родного края, какие ценные деревья растут, какие звери и птицы живут в лесах и полях, чем замечательны наши реки, какие рыбы в них водятся, знакомятся с историей своего края, с историческими и культурными памятниками, с производственной деятельностью предприятий, встречаются со старожилами. Походы позволяют увидеть своими глазами живописные места, интересные ключи и источники.

Во время походов дети получают массу новых впечатлений, наблюдают и раскрывают законы природы, понимают ее отдельные явления непосредственно на практике – в лесу, в поле, на берегу реки.

В процессе подготовки к походу школьники учатся укладывать рюкзак, разжигать костер, готовить на нем пищу, ориентироваться на местности, предсказывать погоду, оказывать первую медицинскую помощь. Очень важно во время походов не навредить природе, беречь ее. Со счетов не сбросишь тот эмоциональный заряд, который дети получают, общаясь друг с другом, играя, соревнуясь, рассказывая легенды, поучительные истории. Короче говоря, походы – это прекрасная школа, школа жизни, становления личности каждого ребенка.

С.А. Рачинский – это тонкая, богатая, поэтическая натура. Только человек, умеющий видеть и ценить прекрасное, мог написать такие строки: «Для обоих путешествий мы избрали середину июня, ибо тут настает между вывозкой удобрения и началом покоса краткий перерыв в летних полевых работах, коим и принято у нас пользоваться для хождения на богомолье. Чудное время! Леса еще сохранили всю свежесть своей весенней листвы, и в тенистых их закоулках доцветают последние ландыши; а в полях уже появляются первые васильки, и над сизыми волнами цветущей ржи носятся облака душистой пыли; в нетронутой траве лугов сияют и рдеют, благоухают и колышутся тысячи едва распустившихся цветов; и все это заливает потоками света почти незакатное солнце, ибо ночи нет: бледный пурпур заката разгорается в пурпуровое золото утренней зари. Едва проглядывают в светлой лазури звезды ночные. Есть что-то торжественное, что-то призывное в этом непрерывном бдении, в этом могучем напряжении всех сил природы; это время бессонных ночей, время широких замыслов, время порывов духа к высшему свету <...>» (Рачинский С.А. Сельская школа. М., 1991. С. 88).

С.А. Рачинский первым в своем уезде открыл школы для девочек, ввел совместное обучение девочек с мальчиками. Это объясняется взглядами педагога на роль женщины-матери в семейном воспитании детей. Он считал, что только образованная мать способна сформировать в детях жизненно необходимые навыки.

Матери у русского народа отводилась огромная роль в нравственном воспитании детей.

Пословицы «Какова матка, таковы и детки», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет» говорят о том, что так называемая «материнская школа» основательнее отцовской.

Нельзя не отметить, что в современном обществе кризисные явления в жизни семьи нарастают. Супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя. Нарушены родовые и семейные связи между поколениями. Катастрофически снижается социальный престиж материнства и отцовства. Продолжает стремительно увеличиваться число разводов. Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах не только удержать юных от порока, но и часто провоцирует к нему.

В данной ситуации необходимы нестандартные формы работы с родителями. Интересной находкой отдельных педагогических коллективов стали конкурсы материнской мудрости, направленные на возвеличивание роли матери в воспитании детей, распространение успешного опыта семейного воспитания, совершенствование и обновление содержания работы школы с семьей. Конкурс материнской мудрости имеет следующие цели:

– формирование ответственности за выполнение социальной роли матери;

– воспитание в общественном сознании традиционных ценностей семьи;

– возрождение отечественных культурно-исторической и религиозной традиций.

Ежедневный труд учителя Рачинский приравнивал к подвигу, при этом он акцентировал внимание на том, что учитель должен любить свой труд. Предъявляя высокие требования к подготовке учителя, он считал, что учитель начальной школы должен уметь хорошо рисовать, петь, владеть несколькими необходимыми в крестьянском быту ремеслами. Основное дидактическое требование С. А. Рачинского – учить не для экзамена, а для жизни.

Немало места в учебном процессе С. А. Рачинский отводил Закону Божию и церковно-славянскому языку. Закон Божий вел священник в форме задушевной беседы. Церковно-славянский язык преподавал сам Сергей Александрович, он был глубоко убежден в том, что чтение на церковно-славянском языке – это прямой путь к осознанному чтению на русском языке, т. е. путь к прочной грамотности. Школу Рачинского среди других выделяли высокая грамотность, прочность знаний, умений и навыков учащихся.

Сегодня на Белгородчине созидаются духовно-просветительские центры. Становятся регулярными встречи школьников со священнослужителями, организуются духовные беседы, изучается как предмет православная культура. В этой ситуации нам очень важно следовать правилу, которого придерживался в своей школе С. А. Рачинский: при изучении Закона Божия основное внимание уделялось не столько сообщению религиозных сведений, сколько их нравственному и воспитательному значению. Следует отметить, что Рачинский построил около 30 школ и ни одной церкви.

В обучении русскому языку С. А. Рачинский использовал «Новую азбуку» и «Книгу для чтения» Л. Н. Толстого, «Родное слово» К. Д. Ушинского, произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, С. Т. Аксакова. Этот факт убедительно свидетельствует о прогрессивных педагогических взглядах С. А. Рачинского. Именно благодаря учебным книгам К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого в школы России вошло новое содержание обучения, стали использоваться новые педагогические методы и приемы. В обучении языку широко практиковалось составление устных рассказов, написание сочинений из личной жизни детей, ведение дневников. В школе Рачинского формировали и навыки столь необходимого в крестьянском быту делового письма.

При обучении арифметике педагог прежде всего учил школьников думать и рассуждать. Каждый пример и каждая задача имели аналитическую направленность. Не будучи удовлетворенным существующими учебниками по арифметике, С. А. Рачинский издал следующие пособия: «1001 задача для умственного счета», «Арифметические забавы» и «Геометрические забавы».

Стремясь расширить кругозор школьников, Рачинский ввел в учебный план геометрию, черчение, географию, естествознание, основы физики.

Особо следует сказать о деятельности Сергея Александровича Рачинского по распространению сельских школ, готовивших умелых земледельцев по специальным программам после окончания начальной школы. В школах Рачинского с 5–6-летним курсом обучения, где имелись средства содержать ремесленные классы, ученики параллельно с обучением традиционным школьным дисциплинам приобретали профессию столяра, плотника, пчеловода, кружевницы, портнихи. Рекомендация С. А. Рачинского повсеместно создавать такие земледельческие школы была сделана на основе собственного опыта. Разведение и районирование новых сортов овощей и фруктов в пришкольном саду и огороде в Татеве, высокая культура огородничества и садоводства способствовали тому, что крестьянские хозяйства по всей округе перенимали школьный опыт.

Как актуальны и в наше время идеи С. А. Рачинского о наделении сельских школ землей в целях пополнения их скудных материальных средств, широкого распространения здравых сельскохозяйственных понятий, полезных земледельческих умений. Абсолютное большинство школ на Белгородчине имеет землю, функционируют ученические производственные бригады. Именно наличие земли позволило выжить сельской школе в трудные 90-е годы прошлого столетия. В школах реализуется программа обеспечения овощами школьных столовых. Читая Рачинского («Всякий сельский учитель, любознательный и деятельный, охотно уделит в своем огороде две-три грядки на пробное разведение хозяйственных растений, новых или в данной местности малоизвестных» – Рачинский С. А. Сельская школа. М., 1991. С. 118.), невольно вспоминаю участок Кочегуровской средней школы. Сколько здесь благодаря неустанному старанию директора Т.А. Шлыковой произрастает диковинных растений! Здесь богатейшие коллекции пряных и цветочных культур, разных сортов капусты, лука, салата и т. д. Уверен, учащиеся этой школы не будут равнодушны к сельскохозяйственному труду, они унесут с собой во взрослую, самостоятельную жизнь любовь к матушке-земле, интерес к опытничеству, выращиванию новых для данной местности растений.

С. А. Рачинский был убежден в том, что посредством воспитания и образования можно вывести народ из нищеты и бесправия, он твердо верил в светлое будущее сельской школы.

Высокую оценку деятельности татевского просветителя дал Л. Н. Толстой, который не скрывал радости по поводу успехов Рачинского в народной школе. Л. Н. Толстой и С. А. Рачинский состояли в многолетней переписке. Глубокую привязанность к писателю Сергей Александрович сохранил до конца жизни.

Наблюдения за крестьянскими детьми, личный опыт работы в народной школе легли в основу многих статей Рачинского, которые впоследствии были собраны в книгу под названием «Сельская школа» (1891 г.), явившуюся итогом его жизни и творчества. Факт избрания Сергея Александровича Рачинского в октябре 1891 года в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности Петербургской Академии наук служит подтверждением большой ценности книги «Сельская школа».

На долю С. А. Рачинского выпало и немало огорчений. Он старался найти единомышленников среди интеллигенции, священников, учителей, указывал на пороки, разъедающие общество. Но взаимопонимание при этом достигалось не всегда. Многие московские друзья Рачинского не понимали и не одобряли некоторые его слова и поступки, а впоследствии не разделяли его педагогические начинания.

В. П. Вахтеров, видный деятель народного образования, считал слишком резкой характеристику, данную С. А. Рачинским деятельности как земств, так и чиновников от церкви. Душевную боль Рачинскому приносили и неудачи в борьбе за оздоровление русского общества, в частности в преодолении пьянства (одним из первых в России он создал в Татеве общество трезвости).

В либеральной печати (Вестник Европы. 1898. № 1–2) С. А. Рачинский подвергся критике как защитник школ грамоты. Что это за школы? В дальних деревнях крестьяне стали открывать на собственные средства школы грамоты. Этот процесс шел параллельно с созданием земских, министерских и церковно-приходских школ. Педагог горячо поддерживал это народное движение, усматривая в нем путь ко всеобщему образованию, одновременно стараясь помочь крестьянам в строительстве школьных зданий, направить для работы хорошего учителя и привлекая к участию в этом деле священников, владельцев имений, меценатов.

Забота о всеобщем образовании привела С. А. Рачинского к созданию карты-проекта всеобщего обучения в Гжатском уезде (1896 г.). Проект был принят за основу во всех уездах Смоленской губернии, но только Смоленское и Вельское земские собрания разработали планы всеобщего начального обучения.

С. А. Рачинский, принимая активное участие в земском собрании, постоянно обращал внимание общественности на положение народного образования, на нужды школ, часто организовывал сбор пожертвований на строительство и оборудование школ, на ремонт дорог, на лечение крестьян.

Имя С. А. Рачинского и его труд в области народного просвещения в равной мере принадлежат как земской, министерской, так и церковно-приходской школе. С. А. Рачинский участвовал в разработке Устава церковно-приходских школ. В 1884 году вышло «Положение о церковно-приходских школах». Но многие целесообразные предложения С. А. Рачинского в документ не включили, а те, что вошли, были искажены до неузнаваемости. Так, забыто его указание о том, что большинство школ северной полосы должны иметь общежитие. Именно это обстоятельство делало школу воспитательным учреждением.

Подводя итог, отметим следующее: русский педагог С. А. Рачинский внес огромный вклад в развитие российского образования, его педагогическое наследие представляет большую ценность. Главная заслуга С. А. Рачинского в том, что он создал особый тип русской национальной школы. Так как в русском человеке преобладает религиозно-просветительское начало, то нравственное воспитание народа, по убеждению педагога, является основным. Задачу школы Рачинский видел в формировании у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гуманизма. Такая позиция С. А. Рачинского созвучна мыслям К. Д. Ушинского. Взгляды К. Д. Ушинского и В. Я. Стоюнина на национальное воспитание во многом нашли отражение в практической деятельности школ Сергея Александровича Рачинского.

Размышляя над вопросом, до какой степени воспитание должно быть национально и современно, какое место в нем отводится общечеловеческому элементу, он приходит к выводу, что воспитание должно быть глубоко индивидуальным. Педагогические идеи С. А. Рачинского не утратили актуальности и в наши дни. На пути возвращения к истокам нравственной культуры русского народа духовное наследие Сергея Александровича Рачинского сыграет, безусловно, значительную роль.


http://www.jeducation.ru/2_2007/90.html
Михайло Ясский Оратай
Михайло Ясский Оратай

Сообщения : 725
Дата регистрации : 2011-06-01
Возраст : 53
Откуда : Мытищи Юго-Осетинской АО

http://sunday-school.ucoz.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

С.А. Рачинский и современная сельская школа Empty Re: С.А. Рачинский и современная сельская школа

Сообщение автор Ирина Кизик Чт 13 Дек 2012 - 10:08

Хорошо бы некоторые из этих статей, которые ты, дорогой Миша, публикуешь, разместить бы в татевском сборнике. Только тут вопрос авторских прав, нужно с авторами согласовывать, а также с наследниками или иными правообладателями на творчество С.А. Рачинского. Сможем ли мы это сделать?
Ирина Кизик
Ирина Кизик

Сообщения : 1087
Дата регистрации : 2011-06-20
Возраст : 39
Откуда : Москва/Кострома

http://kizik.forumbook.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

С.А. Рачинский и современная сельская школа Empty Re: С.А. Рачинский и современная сельская школа

Сообщение автор Михайло Ясский Оратай Чт 13 Дек 2012 - 11:15

Дорогая Ирина)) это я не публикую, а копирую и вставляю)) А они уже опубликованы, или в интернет-изданиях, или в печатных.

Не знаю, стоит ли делать из "Татевского сборник" такой дайджест, в любом случае разрешение на перепечатку надо получать. Можно связаться с авторами, заказать новую статью - но эта работа, как и всякая другая, должна оплачиваться. А обзорные статьи, как мне кажется и не нужны. В конце концов у нас есть Георгий Вит. Гусев, он уже писал:
http://club.ortox.ru/virtualnaja_laboratorija_s.a._rachinskogo/view/id/1112148
(хотя, к слову, в биографической части он умолчал про Францизка Ассизского и Чарльза Дарвина, ухх хитёр Витальич Very Happy )

Вообщем, как мне кажется, для сайта и форума всё сгодится. Но если делать серьёзный печатный сборник, то нужны оригинальные материалы.
Михайло Ясский Оратай
Михайло Ясский Оратай

Сообщения : 725
Дата регистрации : 2011-06-01
Возраст : 53
Откуда : Мытищи Юго-Осетинской АО

http://sunday-school.ucoz.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

С.А. Рачинский и современная сельская школа Empty Re: С.А. Рачинский и современная сельская школа

Сообщение автор Ирина Кизик Чт 13 Дек 2012 - 11:34

Скажу по своему личному опыту, такая работа оплачивается далеко не всегда, более того, часто случается, что авторы сами об этом просят и сами же еще приплачивают Smile

Нашего Г.В. Гусева включить нужно обязательно и всенепременно.

На счет оригинальных - согласна. Просто я как раз размышляла о том, как популяризировать личность и труды С.А. Рачинского, в том числе и с помощью нашего сборника, вот и вбросила мысль.
Ирина Кизик
Ирина Кизик

Сообщения : 1087
Дата регистрации : 2011-06-20
Возраст : 39
Откуда : Москва/Кострома

http://kizik.forumbook.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения