Приходской семейный клуб трезвости


Join the forum, it's quick and easy

Приходской семейный клуб трезвости
Приходской семейный клуб трезвости
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

+2
Михайло Ясский Оратай
Ирина Кизик
Участников: 6

Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Ирина Кизик Ср 12 Дек 2012 - 9:23

Сейчас с большим интересом изучаю творчество незабвенного и вневременного Ф.М. Достоевского. К своему удивлению и у него обнаружила вопрос трезвости и интересные мысли о пути преодоления пьянства в России - если позволите, немного поделюсь.
Ирина Кизик
Ирина Кизик

Сообщения : 1087
Дата регистрации : 2011-06-20
Возраст : 39
Откуда : Москва/Кострома

http://kizik.forumbook.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Ирина Кизик Ср 12 Дек 2012 - 9:58

Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. XI. Мечты и грезы

...Но оставим западников и положим, что деньгами всё можно сделать, даже время купить, даже самобытность жизни воспроизвести как-нибудь на парах; спрашивается: откуда такие деньги достать? Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, то есть по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, – стало быть, вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью нашею платим за наш величавый бюджет великой европейской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод. И кто же хотел этого? это случилось невольно, само собой, строгим историческим ходом событий. Освобожденный великим монаршим словом народ наш, неопытный в новой жизни и самобытно еще не живший, начинает первые шаги свои на новом пути: перелом огромный и необыкновенный, почти внезапный, почти невиданный в истории по своей цельности и по своему характеру. Эти первые и уже собственные шаги освобожденного богатыря на новом пути требовали большой опасности, чрезвычайной осторожности; а между тем что встретил наш народ при этих первых шагах? Шаткость высших слоев общества, веками укоренившуюся отчужденность от него нашей интеллигенции (вот это-то самое главное) и в довершение – дешевку и жида. Народ закутил и запил – сначала с радости, а потом по привычке. Показали ль ему хоть что-нибудь лучше дешевки? Развлекли ли, научили ль чему-нибудь?

Теперь в иных местностях, во многих даже местностях, кабаки стоят уже не для сотен жителей, а всего для десятков; мало того – для малых десятков. Есть местности, где на полсотни жителей и кабак, менее даже чем на полсотни. "Гражданин" уже сообщал раз, в особой статье, подробный бюджет теперешнего нашего кабака: возможности нет предположить, чтобы кабаки могли существовать лишь одним вином. Чем же, стало быть, они окупаются? Народным развратом, воровством, укрывательством, ростовщичеством, разбоем, разрушением семейства и стыдом народным – вот чем они окупаются!

Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают; бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабак приняли! Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяниц? Но пусть, пусть (и дай боже!), пусть это лишь одна мечта пессимиста, в десять раз преувеличившая беду! Верим и хотим веровать, но... если в текущие десять, пятнадцать лет наклонность народа к пьянству (которая все-таки несомненна) не уменьшится, удержится, а стало быть, еще более разовьется, то – не оправдается ли и вся мечта? Вот нам необходим бюджет великой державы, а потому очень, очень нужны деньги; спрашивается: кто же их будет выплачивать через эти пятнадцать лет, если настоящий порядок продолжится? Труд, промышленность? ибо правильный бюджет окупается лишь трудом и промышленностью. Но какой же образуется труд при таких кабаках? Настоящие, правильные капиталы возникают в стране не иначе как основываясь на всеобщем трудовом благосостоянии ее, иначе могут образоваться лишь капиталы кулаков и жидов. Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасет: будут лишь общесолидарные нищие, заложившиеся и закабалившиеся всею общиной, а жиды и кулаки будут выплачивать за них бюджет. Явятся мелкие, подленькие, развратнейшие буржуа и бесконечное множество закабаленных им нищих рабов – вот картина! Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать. Мечта скверная, мечта ужасная, и – слава Богу, что это только лишь сон! Сон титулярного советника Поприщина, я с этим согласен. Но не сбыться ему! Не раз уже приходилось народу выручать себя! Он найдет в себе охранительную силу, которую всегда находил; найдет в себе начала, охраняющие и спасающие, – вот те самые, которых ни за что не находит в нем наша интеллигенция. Не захочет он сам кабака; захочет труда и порядка, захочет чести, а не кабака!..

И, слава богу, всё это, кажется, подтверждается; по крайней мере, есть признаки; мы уже упоминали об обществах трезвости. Правда, они едва начинаются; попытки слабые, едва заметные, но - но только бы не помешали им развернуться вследствие каких-нибудь особенных поводов! Напротив - о, если бы их поддержать! Что, если б, с своей стороны, поддержали их и все наши передовые умы, наши литераторы, наши социалисты, наше духовенство и все, все изнемогающие ежемесячно и печатно под тяжестию своего долга народу. Что, если бы поддержал их и нарождающийся наш школьный учитель! Я знаю, что я человек непрактический (теперь, после известной недавней речи г-на Спасовича, в этом даже лестно признаться), но мне - представьте себе - мне воображается, что даже самый беднейший какой-нибудь школьный учитель и тот бы ужасно много мог сделать и единственно одной лишь своей инициативой, захоти только сделать! В том-то и дело, что тут важна личность, характер, важен деловой человек и такой, который действительно способен хотеть. На учительское место у нас большею частию приезжает теперь молодой человек, хотя бы даже и желающий сделать добро, но не знающий народа, мнительный и недоверчивый; после первых, иногда самых горячих и благородных, усилий быстро утомляется, смотрит угрюмо, начинает считать свое место за нечто переходное к лучшему, а потом - или спивается окончательно, или за лишние десять рублей бросает всё и бежит куда угодно, даже даром бежит, даже в Америку, "чтоб испытать свободный труд в свободном государстве". Это случалось и, говорят, случается и теперь. Там, в Америке, какой-нибудь гнуснейший антрепренер морит его на грубой ручной работе, обсчитывает и даже тузит его кулаками, а он за каждым тузом восклицает про себя в умилении: "Боже, как эти же самые тузы на моей родине ретроградны и неблагородны и как, напротив, они здесь благородны, вкусны и либеральны!" И долго еще так ему будет казаться; не изменять же из-за таких пустяков своим убеждениям! Но оставим его в Америке; я буду продолжать мою мысль. Моя мысль - напомню ее - в том, что даже самый мелкий сельский школьный учитель мог бы взять на себя весь почин, всю инициативу освобождения народа от варварской страсти к пьянству, если б только того захотел. На этот счет у меня есть даже сюжет одной повести, и, может быть, я рискну сообщить его читателю раньше повести...
Ирина Кизик
Ирина Кизик

Сообщения : 1087
Дата регистрации : 2011-06-20
Возраст : 39
Откуда : Москва/Кострома

http://kizik.forumbook.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Михайло Ясский Оратай Ср 12 Дек 2012 - 11:04

Поразительно и актуально, будто свежая статья с pravmir'а! ...и, кажется, "сон титулярного советника Поприщина" сбылся? Sad
Михайло Ясский Оратай
Михайло Ясский Оратай

Сообщения : 725
Дата регистрации : 2011-06-01
Возраст : 53
Откуда : Мытищи Юго-Осетинской АО

http://sunday-school.ucoz.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Никита Чт 13 Дек 2012 - 8:23

... Нет слов ... Что ни строчка, то в точку- увы, в болевую точку. Ира, очень прошу- укажи год, когда это было написано. Какого пророка нам Господь сохранил! А ведь мог сгнить в революционных идеях по молодости.

И какая же милость, что мы имеем возможность трезветь соОБЩа! Не только телом, но и умом.

А ещё понял, что всё это осознать невозможно без помощи Божией и ближнего, Только для этого и Его и их полюбить надо. Вот вчера по диагонали прочитал выдержку из дневника - впечатлился, и не более. А сегодня чувствую- надо вернуться к тексту, Не хочется, времени нет, а надо!
Вернулся, и как земля водою наполнился. Страшно, конечно, что всё так совпадает. Как будто писатель в наши дни живёт. Но с Богом-то надёжно, у Бога же всегда много). И единомышленников своих ценить по-новому начинаешь.
И любить хочется, и жить!

Слава Богу за всё!

Никита
Никита

Сообщения : 629
Дата регистрации : 2011-05-31
Возраст : 47

http://pins76.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Ирина Кизик Чт 13 Дек 2012 - 8:44

Кстати о годе, это "Дневник писателя"конкретно эта часть 1873 г., т.е. 140 лет назад.

К вопросу о "Слава Богу за все" послушала сегодня в машине акафист - здесь слова, очень рекомендую вчитаться.
Ирина Кизик
Ирина Кизик

Сообщения : 1087
Дата регистрации : 2011-06-20
Возраст : 39
Откуда : Москва/Кострома

http://kizik.forumbook.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Никита Чт 13 Дек 2012 - 9:22

Ирина Кизик пишет:

К вопросу о "Слава Богу за все" послушала сегодня в машине акафист - здесь слова, очень рекомендую вчитаться.

В какие именно? )))
Никита
Никита

Сообщения : 629
Дата регистрации : 2011-05-31
Возраст : 47

http://pins76.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Ирина Кизик Чт 13 Дек 2012 - 9:29

В слова Акафиста, конечно. Smile
Прочти и выбери себе те, в которые тебе именно хочется вчитаться повнимательнее)))
Ирина Кизик
Ирина Кизик

Сообщения : 1087
Дата регистрации : 2011-06-20
Возраст : 39
Откуда : Москва/Кострома

http://kizik.forumbook.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Никита Чт 13 Дек 2012 - 9:34

Уже читаю...
Никита
Никита

Сообщения : 629
Дата регистрации : 2011-05-31
Возраст : 47

http://pins76.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор SvetaAug12 Пт 14 Дек 2012 - 21:53

Никита пишет:... Страшно, конечно, что всё так совпадает. Как будто писатель в наши дни живёт.
Кстати, историческая ситуация кое в чем сходна.
Тогда произошел переход от феодализма к дикому капитализму, а сейчас - от социализма, но снова туда же...
И тогда, и сейчас это привело к всплеску народного пьянства.

Но если продолжить аналогию, то появляется надежда.
Тогда ведь ситуация постепенно повернулась к росту трезвеннического движения в конце 19 - начале 20 века.

Дай Бог, может, и сейчас получится?
SvetaAug12
SvetaAug12

Сообщения : 639
Дата регистрации : 2012-09-11
Возраст : 61
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Михайло Ясский Оратай Пн 17 Дек 2012 - 10:38

Что же получается: один "...изм" переходит в другой, и в него же переходит третий: и что - они уже там на троих что-то соображают??)))) Very Happy

Мне думается систуация сходна в другом: реформа 1961 г. оторвала крестьян от земли.; то же произошло во второй половине ХХ века. И вот мы наблюдаем вымершие деревни и повальное пьянство.

А к трезвенническому движению ситуация поворачивается после поворота к пьянственному движению Very Happy , как реакция на него. Что, собственно, и происходит сейчас.

А вот у меня вопрос. Недавно я услышал такое мнение: мол, сухой закон 14-го года в какой-то мере был причиной революции. Что скажете по этому поводу. Я вот размышлял и так и сяк, и ни в одну сторону не смог склониться))
Михайло Ясский Оратай
Михайло Ясский Оратай

Сообщения : 725
Дата регистрации : 2011-06-01
Возраст : 53
Откуда : Мытищи Юго-Осетинской АО

http://sunday-school.ucoz.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Катя Ч. Пн 17 Дек 2012 - 13:01

Михайло Ясский Оратай пишет:: реформа 1961 г. оторвала крестьян от земли.; то же произошло во второй половине ХХ века. И вот мы наблюдаем вымершие деревни и повальное пьянство.

А вот у меня вопрос. Недавно я услышал такое мнение: мол, сухой закон 14-го года в какой-то мере был причиной революции. Что скажете по этому поводу. Я вот размышлял и так и сяк, и ни в одну сторону не смог склониться))
А были ли до 14-го года сухие законы? И после?

Катя Ч.

Сообщения : 512
Дата регистрации : 2011-05-31

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Ф.М. Достоевский. Дневник Писателя 1873. Смятенный вид

Сообщение автор Ирина Кизик Пт 21 Дек 2012 - 20:13

Очень странное явление случилось недавно в одном углу России - немецкое протестантство в среде православия, новая секта штундистов. "Гражданин" о ней сообщал своевременно. Явление почти уродливое, но в нем как бы слышится нечто пророческое.

В Херсонской губернии какой-то пастор Бонекетберг пожалел от доброго сердца тамошний русский народ, видя его непросвещенным и духовно оставленным, и стал проповедовать ему христианскую веру, но держась православия и сам уговаривая его от православия не отступать. Но случилось иначе: проповедь имела полный успех, но новые христиане тотчас же начали тем, что отстали от православия, поставили себе это первым и непременным условием, отвернулись от обрядов, икон, стали собираться по-лютерански и петь псалмы по книжке; иные выучились даже немецкому языку. Секта распространяется с фанатическою быстротой, переходит в другие уезды и губернии. Сектанты изменили образ жизни, не пьянствуют. Они так, например, рассуждают:

- У них (то есть у немецких, лютеранских штундистов),- у них потому хорошо и потому они так честно и благообразно живут, что нет постов...

Логика мизерная, но какой-то есть смысл, как хотите, особенно если смотреть на пост как на один лишь обряд. А откудова бедный человек мог бы узнать спасительную, глубокую цель поста? Да он и всю свою прежнюю веру знал как один лишь обряд.

Значит, против обряда и протестовал.

Это, положим, понятно. Но почему он так вдруг схватился протестовать? Где причина, его подвигнувшая?

Причина, может быть, очень общая - та, что воссиял ему свет новой жизни с 19 февраля. Он мог споткнуться и упасть с первых шагов на новом пути; но очнуться надо было непременно, а очнувшись, он вдруг увидал, как он "жалок и беден, и слеп, и нищ, и наг". Главное, правды захотелось, правды во что бы ни стало, даже жертвуя всем, что было до сих пор ему свято. Потому что никаким развратом, никаким давлением и никаким унижением не истребишь, не замертвишь и не искоренишь в сердце народа нашего жажду правды, ибо эта жажда ему дороже всего. Он может страшно упасть; но в моменты самого полного своего безобразия он всегда будет помнить, что он всего только безобразник и более ничего; но что есть где-то высшая правда и что эта правда выше всего.

Вот явление. Явление это, может быть, пока единичное, с краю, но вряд ли случайное. Оно может затихнуть и зачерстветь в самом начале и опять-таки преобразиться в какую-нибудь обрядность, подобно большинству русских сект, особенно если их не трогать. Но, как хотите, в явлении этом, повторяю, может все-таки заключаться как бы нечто пророческое. В настоящее время, когда всё будущное так загадочно, позволительно иногда даже верить в пророчества.

Ну что, если нечто подобное развернется уже по всей Руси? Не это самое, не штундисты (тем более что, говорят, уже приняты надлежащие меры), а только нечто подобное? Что, если весь народ вдруг скажет себе, дойдя до краев своего безобразия та разглядев свою нищету: "Не хочу безобразия, не хочу пить вина, а хочу правды и страха божьего, а главное правды, правды прежде всего".

Что возжаждет он правды - в том, конечно, явление отрадное. А между тем вместо правды может выйти чрезвычайная ложь, как и у штундистов.

Ну какой в самом деле наш народ протестант и какой он немец? И к чему ему учиться по-немецки, чтобы петь псалмы? И не заключается ли всё, всё, чего ищет он, в православии? Не в нем ли одном и правда и спасение народа русского, а в будущих веках и для всего человечества? Не в православии ли одном сохранился божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!

Да, но покамест это всё сбудется, пастор-то вот встал пораньше, с первыми птицами, да и пришел к народу, чтобы сказать ему правду - православную правду, он был очень совестлив. Но народ пошел за ним, а не за православием, - не из благодарности только, а за то, что от него первую правду увидел. Ну и вышло, что "у него потому хорошо, что постов нет". Заключение очень понятное, коли замешалась личность.

Ну а кстати: что же наши священники? Что об них-то слышно?

А наши священники тоже, говорят, просыпаются. Духовное наше сословие, говорят, давно уже начало обнаруживать признаки жизни. С умилением читаем мы назидания владык по церквам своим о проповедничестве и благообразном житии. Наши пастыри, по всем известиям, решительно принимаются за сочинение проповедей и готовятся произнести их.

Поспеют ли только вовремя? Поспеют ли проснуться с первыми птицами? Пастор все-таки птица иная, залетная, да и гарантирован иначе. Ну да и служба совсем другая, начальство и проч. Так-то так, да ведь не чиновник же в самом деле и наш священник! И не проповедник ли он единой великой Истины, имеющей обновить весь мир?

Пастор поспел раньше него, это всё правда; но что же и делать, однако, было священнику в случае, например, хоть штундистов?

Мы вот всё наклонны обвинять наших священников, а вникнем, однако: неужели ограничиться лишь доносом начальству? О, конечно, нет, добрых пастырей у нас много, - может быть, более даже чем мы можем надеяться или сами того заслуживаем. Но все-таки, что же он стал бы тут проповедовать? - (приходит мне иногда в голову как светскому человеку, с делом незнакомому). О преимуществе православия перед лютеранством? Но ведь мужики люди темные: ничего не поймут и, пожалуй, не убедятся. Доброе поведение и добрые нравы, говоря вообще и не слишком пускаясь в подробности? Но какие же тут "добрые нравы", когда народ пьян с утра до вечера. Воздержание от вина в таком случае, чтобы истребить зло в самом корне? Без сомнения так, хотя тоже не слишком пускаясь в подробности, ибо... ибо все-таки надо иметь в соображении величие России как великой державы, которое так дорого стоит... Ну а ведь уж это в некотором роде почти то же, что и "смятенный вид-с". Остается, стало быть, проповедовать, чтобы народ пил немножко только поменьше...

Ну а пастору какое дело до величия России как великой европейской державы? И не боится он никакого "смятенного вида", и служба у него совсем другая. А потому дело и осталось за ним.
Ирина Кизик
Ирина Кизик

Сообщения : 1087
Дата регистрации : 2011-06-20
Возраст : 39
Откуда : Москва/Кострома

http://kizik.forumbook.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Андрей Магай Пт 28 Дек 2012 - 14:47

Преподобный Иустин (Попович) о Достоевском

Самый великий мятежник рода человеческого не смог вынести своего собственного бунта, но, гонимый некоей внутренней силой своего сердца, смирился пред благим и кротким Господом Иисусом. Через преисподнюю скепсиса, сомнений, отрицания и неверия прошел Достоевский, пока не уверовал во Христа как в Бога и в Господа. Да, он воистину мученически и отважно боролся, пока не обрел свою веру во Христа. Поэтому уже в конце своей жизни он с болью и гневом писал: "...Дразнили меня необразованностью и ретроградною верою в Бога. Этим олухам и не снилось такой силы отрицание Бога, какое положено в Инквизиторе и в предшествовавшей главе. Не как дурак же (фанатик) я верую в Бога. И эти хотели меня учить и смеялись над моим неразвитием! Да их глупой природе и не снилось такой силы отрицание, какое перешел я..." [608] Иван - глубок. Он не из тех современных атеистов, которые своим безверием доказывают только лишь ограниченность своего мировоззрения и тупость своего малого ума. "В Европе такой силы атеистических выражений нет и не было. Стало быть, не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла, как говорит у меня в том же романе черт" [609].

Преподобный Иустин (Попович)
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Андрей Магай Пт 28 Дек 2012 - 14:49

Величайшая заслуга Достоевского как писателя-психолога в том и состоит, что он не только сам познал свое падение, смирился и пришел через труднейшую борьбу к истинной вере во Христа, как и говорил о себе: “Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла”, - но и в том, что в необычайно яркой, сильной, глубокой художественной форме раскрыл миру этот путь души. Достоевский как бы еще раз благовествовал миру христианство, и так, как, по-видимому, никто из светских писателей еще ни до, ни после него не сделал.

А.И. Осипов. Достоевский и христианство
Андрей Магай
Андрей Магай

Сообщения : 2987
Дата регистрации : 2011-05-30
Возраст : 43

http://skt2013.livejournal.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости. Empty Re: Достоевский Ф.М. о педагогике и трезвости.

Сообщение автор Михайло Ясский Оратай Сб 29 Дек 2012 - 7:05

Да... Это так. Кто действительно читает Достоевского, тот не может не прийти к Христу. И для меня он был "предтечей".

И какой контраст с судьбой Толстого! От осанны к кощунству...
Михайло Ясский Оратай
Михайло Ясский Оратай

Сообщения : 725
Дата регистрации : 2011-06-01
Возраст : 53
Откуда : Мытищи Юго-Осетинской АО

http://sunday-school.ucoz.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения